Главная » 2015 » Июнь » 23 » О качественном образовании...
11:08
О качественном образовании...



Качество образования - важнейший показатель успеха школы и семьи



Мы привыкли слышать, читать в различных источниках, что под качеством образования следует понимать «совокупность существенных свойств и характеристик результатов образования, способных удовлетворить потребности самих школьников, общества, заказчиков на образование…». Да, вот так вот все и обозначено в Федеральном законе «Об образовании»… Но как это все понять? Как это можно применить на практике? Каким образом сделать так, чтобы образование стало качественным, а результат деятельности школьника успешным? Конечно, все прописывается в Федеральном государственном стандарте образования (ФГОС), заметьте, второго поколения. Там все – и инструкции, и технологические карты, концепции и т.д.



На мой взгляд, соблюдая этот стандарт, вменяя его в свою практику, мы не сможем выполнить полностью те «предписания» (а по-другому и не назовешь), для создания, прежде всего, качественного школьного образования. Должна оставаться система конкретных инструментариев, как принято сейчас говорить. Согласен, педагог должен работать по стандарту. Но у каждого учителя своя форма, инициатива, подход, опыт, прерогатива, наконец.



Образование станет качественным тогда, когда понятия «успех» и «ситуация успеха» в учебной деятельности ребенка станет стандартной. Успех и радость – это те компоненты, которые школьник должен чувствовать всегда. Эти понятия должны присутствовать в любой деятельности ребенка. Не любит ребенок математику, значит он хорошо рисует и поет. Слаб ребенок в грамматике, значит он хороший спортсмен. Мы не можем навязывать школьнику «свои» стандарты, мы должны помочь ему достичь успеха в том, в чем он раскрыт, и развить то, что у него не получается.



Все-таки необходимо разделять понятия «успех» и «ситуация успеха». Ситуация — это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — результат подобной ситуации. Ситуация — это то, что способен организовать учитель; переживание же радо­сти, успеха — нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача учителя в том и состоит, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пере­жить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.



Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятель­ностью ребенка. Все зависит от того, как ситуация успеха закреп­лена, продолжается, что лежит в ее основе. Ситуация успеха может стать своего рода спусковым механизмом дальнейшего движения личности. Особенно если это касается учебы — самой главной линии ожиданий ребенка, самого главного рубежа его стремлений.



Успех — категория не абстрактная. Он имеет пол и возраст, и даже социальную принадлежность. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка, подростка — от юноши, юноши — от взрослого, радость ученика — от радости учителя, радость ребенка — от радости родителей. Для подростков — ожида­ния одноклассников, друзей, наиболее авторитетных взрослых; для старшего школьника — мнение родителей, сверстников…



Чтобы все эти красивые формулировки присутствовали в жизни школьника, чтобы ребенок чувствовал себя успешным, нужным, - необходимо, чтобы «заработали» все социальные институты в обучении ребенка. Только тогда образование можно считать качественным, а значит успешным.



На первый взгляд, трудно создать рабочую систему взаимодействия всех участников образовательного процесса. Не надо забывать, что не последнюю роль играют учреждения дополнительного образования детей. На примере нашего района, это и детский юношеско-спортивный центр, это и центр культуры и досуга, центра детского творчества… Только работая совместно, мы можем достичь качества образования. Как достичь этого? Так сложилось, что семья все-таки выступает важнейшим институтом социализации личности, она формирует у ребенка психологическую основу гражданской идентичности, ценностей и модели нравственного поведения. Ценности, приобретенные в семье, могут трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации, но именно в детстве закладывается фундамент мировоззрения человека. Под влиянием сформированных в ходе семейного воспитания системы ценностей, потребностей и мотивации к обучению, дополнительному образованию ребенка (вовлечение его в спорт, туризм, творчество и т.д.). Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Поэтому сотрудничество семьи и школы, развитие их социального партнёрства – это также залог успешной социализации нравственной личности школьника, а, следовательно, и получение качественного образования.



От себя лично хочу выразить благодарность всем тем, кто помогает мне, как классному руководителю, добиваться успехов самому, и развивать успешность моих ребят. Прежде всего, отдельная благодарность моему директору – Медведевой Л.И., которая оценила мои способности, которая доверяет мне работу с детьми, с родительской общественностью. Самые теплые пожелания хочу выразить моим коллегам из учреждений дополнительного образования детей, которые с радостью посещают мои ребята. Это – Васильевой О.Ю., руководителю образцового хореографического ансамбля «Стиль»; Гилаури Н.Г., главному тренеру футбольного клуба «Штурм» при ДЮСЦ «Надежда. Благодаря им, ребята из моего класса, игроки футбольного клуба «Штурм», которые завоевали титул Чемпионов Дальнего Востока по футболу. Благодаря им – ребят из Тавричанки, посещающих хореографический ансамбль «Стиль» знают и в Хабаровском крае, где «Стиль» занимает только призовые места. Перечислять можно много…



И большое спасибо родителям моих учеников, которые позволяют мне работать комфортно, доверяют мне их улыбки, желания и таланты!



Работая в таком тандеме, убежден, что развивая, таким образом, успешность в детях, они однажды нам скажут: «Мы получили качественное образование!». Как-то вот так! То ли еще будет!!!



В заключении хочу отметить, что качество образования – это важнейший показатель успеха школы, семьи, и важнейшая, системообразующая задача и направление системы внеурочной деятельности.



А.М. КАКУРИН,



 



 



 

Просмотров: 296 | Добавил: Администратор | Теги: Какурин А.М. | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0